Russian Belarusian English
Меню

Телефон/факс:
+3752337-42648 
(время работы с 8.30 до 17.00)

Регистратура поликлиники:
+3752337-45025 моб:+375293812257
(вызов врача на дом/информация о графике работы)

Регистратура детская: +3752337-45026

Телефон горячей линии:
+3752337-42648

247173, г.п. Корма,
ул. Гомельская 1

crb@kormacrb.by

ЧТО ТАКОЕ "БУЛЛИНГ" И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ?

 Буллинг  — агрессивное преследование одного ребенка другими детьми. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. Это умышленное агрессивное и негативное поведение, которое осуществляется регулярно.

Существуют физический школьный буллинг (применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические) и психологический школьный буллинг (насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, которыми умышленно причиняется эмоциональная неуверенность).

Психологический буллинг имеет несколько подвидов:

  • вербальный буллинг(обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей);
  • невербальный буллинг (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);
  • запугивание (угрозы, шантаж для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки);
  • изоляция (жертва выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом);
  • вымогательство (требуют деньги, ценные вещи и предметы);
  • повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы);
  • школьный кибербуллинг(оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет).

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжаться длительное время, вызывая у жертвы травмирующие переживания.

Потенциально "жертвой" или насильником может стать любой ребёнок при стечении определенных обстоятельств. Юные насильники - это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.

"Жертвой" буллинга обычно становятся те дети, которые слабее или чем-либо отличаются от других. Чаще всего жертвами насилия становятся дети, имеющие:

  • физические недостатки –носящие очки, со сниженным слухом или с двигательными нарушениями, то есть те, кто не может защитить себя, физически слабее своих ровесников;
  • особенности поведения – замкнутые, чувствительные, застенчивые, тревожные или дети с импульсивным поведением;
  • особенности внешности– все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, веснушки, оттопыренные уши, вес тела и т.д.;
  • плохие социальные навыки– недостаточный опыт общения и самовыражения;
  • страх перед школой – неуспеваемость в учебе часто формирует у детей отрицательное отношение к школе, страх посещения отдельных предметов, что воспринимается окружающими как повышенная тревожность, неуверенность;
  • отсутствие опыта жизни в коллективе (домашние дети) – не имеющие опыта взаимодействия в детском коллективе до школы, могут не обладать навыками, позволяющими справляться с проблемами в общении;
  • особенности здоровья – существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики, заикание, нарушения речи и другие болезненные состояния;
  • низкий интеллект и трудности в обучении – слабые способности могут являться причиной низкой обучаемости ребенка. Плохая успеваемость формирует низкую самооценку. Низкая самооценка может способствовать в одном случае формированию роли жертвы, а в другом – насильственному поведению как варианту компенсации. Поэтому ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.

Роли обидчиков и жертв не являются постоянными, они могут меняться: жертвы могут стать обидчиками и наоборот.

Что делать, если ребёнок стал жертвой буллинга

Жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок, вне зависимости от благополучности семьи, заботы родителей и уровня развития. Важно, чтобы взрослые не оставляли без внимания случаи травли, даже если агрессия не направлена на их детей.

Как распознать буллинг и чем он опасен

Если ребёнок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим физическим и психологическим признакам: беспричинные боли в животе и груди; нежелание идти в школу и плохая успеваемость; нервный тик, энурез; печальный вид, беспокойство, тревожность; нарушенный сон, кошмары; длительное подавленное состояние; участившиеся простуды и другие заболевания; склонность к уединению, нежелание общаться; проблемы с аппетитом; излишняя уступчивость и осторожность.

Школьная травля имеет самые неприятные последствия для всех участников. Ученики, подвергающиеся буллингу, пребывают в депрессии, склонны к развитию психических расстройств и нередко предпринимают попытки самоубийства. 

Дети-агрессоры испытывают проблемы со школьной успеваемостью, приобретают криминальные наклонности и вынуждают педагогический коллектив заниматься поддержанием дисциплины вместо ведения уроков. 

Очевидцы травли зачастую испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут присоединиться к буллерам. Либо испытывают чувство вины за своё невмешательство и получают травму наблюдателя. Таким образом, школьные издевательства подрывают всю систему образования, провоцируя общее напряжение, отчуждение и жестокость. 

Как бороться с буллингом

С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста.

Что делать родителям   

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок. Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество. 
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне). 
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней. 
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.  

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей. 

Стать жертвой буллинга может любой ребёнок, вне зависимости от физических, интеллектуальных способностей или материального положения. Психологическую травму получают не только участники травли, но и её свидетели. 

Если вы узнали, что в вашей школе практикуется травля, нельзя оставаться в стороне и пускать ситуацию на самотёк. Обсудите её с учителями и другими родителями и постарайтесь найти выход.

Поговорите о буллинге со своим ребёнком, объясните, как нужно действовать, если он или другие дети в школе подвергаются издевательствам.